Уроки Великих Мастеров (часть 9)

РАССЕКАЯ ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР С БЫСТРОТОЙ МОЛНИИ

Рассказывают, что когда дзенский монах Мугаку был взят в плен монгольскими солдатами и его уже собира­ лись убить, он продекламировал: 

С быстротой молнии

меч рассекает вечерний ветер.

 

Услышав это, солдаты побросали оружие и разбежа­ лись. Для учителя Дзен ум, не останавливающийся ни на чем, был подобен вспышке молнии. Не было ума в под­ нявшем меч, нет ума в поднятом мече, нет ума в том, над чьей головой занесен меч. Меч, обнаживший меч и сам Мугаку — все было ничем, пустотой. Нападающий не был нападающим, меч не был мечом, и сам Мугаку перед лицом смерти был подобен ветру, проносящемуся по весеннему небу. Ум учителя Дзен не останавливался ни на чем. Он не сопротивлялся, даже если бы его убили.

Это состояние ума Мастера. Ум полностью забыт, однако все действия выполняются. То же самое проис­ ходит в танце — если ты будешь стараться двигаться красиво или умело, ты не сможешь называться Мастером.

Все искусства теряют свой интерес, если ум заклю­ чен в руках и ногах. Чтобы техника была хорошей, ум должен быть полностью забыт.

 

«Преследуйте освободившийся ум»

Менциус сказал: «Преследуйте освободившийся ум». Другими словами, когда твой ум освобождается и отде­ ляется от тела, ты должен преследовать его и возвра­ щать назад. Ведь когда убегает кошка, собака, курица, ты ищешь их и возвращаешь домой. Когда ум, который вообще-то должен находиться в теле, ускользает от тебя, тебе следует привести его назад. Это точка зре­ ния, основанная на логике.

Однако философ Сокосецу придерживался совер­ шенно другого мнения. Он говорил о том, что самое глав­ ное — освободить ум. Сокосецу объяснял это тем, что, привязав свой ум к телу, мы становимся подобны руч­ ной кошке, а наш изначальный, свободный ум не может двигаться. Ты должен натренировать свой ум так, чтобы он не останавливался и не привязывался к вещам, а затем освободить его.

Возвращать ум в тело и не позволять ему останав­ ливаться под воздействием внешних событий — это принцип начального уровня обучения. Корни лотоса скрыты в болотной топи, но его цветок не запятнан грязью. Отшлифованный хрусталь можно уронить в грязь, и он останется сверкающим. Сделай свой ум подобным хру­ сталю, к которому не пристает грязь, и позволь ему устремляться туда, куда он захочет. Постоянные жест­ кие ограничения калечат ум. Ограничивать ум — на­ чальная ступень тренировки. Если ты продолжишь за­ ниматься по такому же принципу, то даже достигнув своего «потолка», ты не придешь к высшему уровню мастерства. Конец твоей жизни пройдет, как и начало.

На определенном уровне практики совет Менциуса: «Преследуй освободившийся ум» — полезен. Но чтобы достичь высшего умения, следует прислушиваться к Сокосецу: «Главное — освободить ум».

Священник Чухо сказал: «Вооружись освобожден­ ным умом». Эти слова означают то же, что и совет Сокосецу. Не пытайся держать ум на одном месте. Чухо также говорил: «Пусть твой ум не меняется и ничто его не отвлекает». Это значит, что ты не должен позволить уму стать неаккуратным, неряшливым. Выбирай то состояние ума, в котором он не будет отвлечен даже в чрезвычайной ситуации.

 

 

Мяч, брошенный в поток

Как гласит пословица, «мяч, брошенный в поток, никогда не остается на месте». Если ты бросишь мяч в бурный ручей, он будет скакать по волнам, плясать на поверхности воды. Увлекаемый потоком, он не остано­ вится даже на мгновение. Так же и ум: даже при самых сложных обстоятельствах он не должен останавливаться ни на миг.

 

 

Дорожи своей краткой жизнью

Жизнь утреннего цветка коротка и исполнена свежести. К тому времени, когда солнце поднимется высоко и на небе появятся белые летние облака, цветок уже увядает. Человеческая жизнь подобна жизни утреннего цветка. Жизнь мимолетна, и надо очень серьезно позаботиться о том, как ее прожить.

 

 

Отдели прошлое от настоящего

Плохо привязываться к прошлому и цепляться за то, что у тебя на уме сейчас. Ты должен полностью отсечь прошлое от настоящего в своем сознании. Если умом владеют мысли о прошлом — значит, он остановился. Важно, чтобы прошлое не смешивалось с настоящим, поэтому забудь свои прошлые мысли и будь внимате­ лен к тому, чтобы не останавливать свой ум.

 

МИР В НАРОДЕ И СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Нижеследующее представлено в изначальной форме рассказа от автора книги.

Я хотел бы рассказать о том, о чем размышляю уже долгое время. Это всего лишь мое скромное мнение, но я надеюсь, что оно будет тебе полезно.

Ты — мастер стратегии, не имеющий равных в исто­ рии, поэтому сейчас твое положение и доходы высоки, твоя репутация в обществе недосягаемо прочна. Ни днем, ни даже ночью ты не должен забывать о благо­ дарности за доброе отношение к тебе. Прошу тебя, с утра до ночи думай лишь о служении сегуну с полной пре­ данностью.

Служить с полной преданностью — значит прежде всего исправлять свой собственный ум, вести себя скромно, никогда не развлекать себя мыслями о том, чтобы ослушаться сегуна. Это также означает, что ты не должен винить других или даже испытывать на них негодование. Ты должен выполнять свою работу серьез­ но, служить родителям с сыновним почтением, достойно вести себя с женой —- не любить других женщин и не поддаваться влечению, уводящему в сторону.

Твое поведение как родителя должно быть не менее достойно и соответствовать правильным мыслям. С под­ чиненными будь справедлив и беспристрастен. Привле­ кай к службе добродетельных и находи им дельное при­ менение. Важно, чтобы ты видел свои недостатки, пра­ вил владениями по справедливости и отстранял от себя недобродетельных.

Поступая так, ты позволишь хорошим людям день ото дня становиться добродетельнее, а плохие люди, на которых будет влиять стремление повелителя к добро­ детели, постепенно отвернутся от зла и также обратятся к добру. Таким образом, если и повелитель, и подданные,

высшие и низшие, добродетельны, не испытывают алч­ ности и избегают несдержанности — владения будут процветать, народ — богатеть и всё будет прекрасно. Если дети сердечно привязаны к родителям, а низший служит высшему, как руки и ноги служат голове, на земле естественным образом воцарится мир. Это — на­ чало преданности.

Если воины хранят тебе подобную верность, то даже миллионная армия будет послушна твоим приказам, не подведет тебя ни при каких обстоятельствах. Это как пример с тысячерукой Каннон, который я уже приво­ дил. Если ум Каннон действует правильно, то все ее руки ей послушны. Таким же образом, если ты верно пони­ маешь военную стратегию, твой меч будет двигаться с полной свободой и тысячи врагов падут от одного- единственного меча. Это — величие преданности.

Другие люди не могут сказать, верно ли твое состоя­ ние ума или нет. В каждом плане можно усмотреть и добрые, и злые намерения. Ты должен тщательно обду­ мать преимущества любого действия, и если затем ты возьмешь хорошее и отбросишь плохое, твой ум есте­ ственным образом станет более благородным. Если ты подвержен порокам даже частично, ты не сможешь отказаться от чего бы то ни было, даже твердо зная, что это плохо. Если ты желаешь погрузиться в чувственные удовольствия и вести беззаботную, расточительную жизнь, ты не прислушаешься к советам добрых людей, окружающих тебя. Если человек тебе понравится, ты доверишь ему высокий пост и будешь хвалить его, даже если он совершенно невежественен. Если ты не убеж­ ден, что вокруг тебя добродетельные люди, — это все равно, как если бы их тут вовсе не было. При таком положении у тебя могут быть тысячи воинов: но на скольких ты сможешь рассчитывать в критический момент? У юных, невежественных, недобродетельных людей, назначенных по прихоти повелителя, обычно нет подобающего состояния ума, они не готовы пожертво­ вать собой в трудную минуту. Я никогда не слышал, чтобы такие люди сослужили добрую службу своему повели­ телю.

Такая же неприятность может иметь место, когда ты отбираешь учеников. Это случается, если ты не замечаешь, что у человека простое увлечение из-за слабости твоего характера превратилось в недобродетельное поведение. Даже мелочи, по-твоему, никому не известные, в конце концов, откроются всем. Если ты знаешь что-нибудь, то и все боги («ками») земли и неба знают об этом и все люди также узнают.

Безусловно, скрывая что-либо, опасно даже пытаться поддерживать порядок во владениях. Относись к такой ситуации как к воплощению неверности и предатель­ ства. Даже если ты намереваешься служить сегуну преданно и страстно, но твои владения в беспорядке, а среди людей бродят мятежные настроения — всё обратится в хаос.

Говорят, что о добродетели человека можно судить по его доверенным вассалам и близким друзьям. Если повелитель добродетелен, то он доверяет добродетель­ ным вассалам. Если повелитель нечестен, то его друзья и вассалы также нечестны. В этом случае народ в де­ ревнях смеется над ними и соседние владения относятся к ним без уважения. Только если повелитель и его вас­ салы добродетельны, обычные люди будут довольны. Говорят, что добродетельный народ — сокровище страны.

Прошу тебя, придавай этому глубокое значение. Если ты исправляешь заблуждения собственного ума до того, как они станут известны другим, держишься подальше от плохих людей и стремишься сблизиться с мудрыми, то правительство страны станет добропорядочным и ты будешь служить с полной преданностью.

 

 

Родитель должен прежде всего воспитать себя

Неправильно, если родитель ругает ребенка за про­ ступки, не исправив собственный ум. Ты должен прежде всего следить за своим поведением. И тогда, если ты поправишь своего сына, его поведение изменится естественным образом, а младший сын будет брать пример со старшего и также исправится. Поистине бла­ гоприятно, когда отец и сын становятся добродетель­ ными вместе.

Нанимая или увольняя людей, основывай свои реше­ ния на их верности и честности. Поскольку сейчас ты пользуешься привилегиями доверенного вассала, мно­ гие повелители предлагают тебе взятки. Случится ужас­ ное, если, ослепленный алчностью, ты забудешь о пре­ данности. Если ты любишь буйные танцы, чрезмерно гордишься своими способностями, посещаешь разных повелителей без приглашения, чтобы показать свое ма­ стерство, — это можно назвать только болезнью. Более того, я слышал, как ты нелицеприятно отзывался о сти­ хах своего сегуна, потому что тебе покровительствовал повелитель, который льстил тебе в присутствии сегуна. Ты должен постоянно отдавать себе отчет в таких ве­ щах. Как говорится в стихотворении: 

Ум обманывает сам себя - это не тот кому можно доверять.

 

midzu