Уроки великих мастеров (часть 12)

ДИСЦИПЛИНА

Осваивая боевые искусства, ты изучаешь многое — как поразить врага, как обращаться с мечом, как выно­ сить верные суждения и владеть ритмом, как исполь­ зовать ноги и руки, чтобы стать более ловким. Когда у тебя за плечами будут одна-две победы, ты поймешь, что такое хорошее и плохое в боевых искусствах. Со временем, по мере роста практики и опыта поединков, ты придешь к пониманию сути боевых искусств. Ты пой­ мешь, как достигать победы в бою, ты овладеешь спо­ собностью влиять на психологию противников, сражаясь с любыми, совершенно разными людьми.

Ты должен быть терпеливым. Развитие — это посте­ пенный процесс, идущий день за днем. Сегодня ты сможешь одержать победу над бойцами того уровня, на котором ты был вчера. Завтра ты сможешь победить тех, кто овладел твоим сегодняшним уровнем. Но даже поразив врага, ты не можешь считать это победой, если ты не проявил мастерство. Мы говорим: «Тысяча д н е й — уроки дисциплины; десять тысяч дней — уроки мас­ терства».

Три основных ситуации

Есть три ситуации, в которых нужно использовать инициативу.

1 - Нападение. Есть несколько видов атаки. Первый— быстрая, молниеносная атака, при которой сохраняется спокойное состояние. Второй — казаться сильным и быстрым внешне, поддерживая внутреннее спокой­ ствие. Можно также победить противника, придя в напряжение, быстро приближаясь с устрашающим видом и издавая боевой клич, или просто опустошив свой ум и сосредоточившись на том, чтобы поразить врага.

2 -Защита. Когда тебя атакуют, единственный способ защиты — оставаясь спокойным, казаться слабым. Затем, когда противник приблизится, быстро отскочи в сторону, сбей ритм его атаки и разделайся с ним одним ударом. Покажи свою силу с самого начала. Старайся увидеть слабые места атаки и используй это в своих целях.

3 - Когда ты и противник атакуют одновременно.

Есть способ использовать инициативу, даже когда вы оба атакуете одновременно. Когда противник атакует поспешно, пусть твое поведение будет спокойно. Затем, когда враг приблизится, двигайся быстро и разделайся с ним сильным решительным ударом. Когда противник атакует спокойно, будь быстр, следи за тем, как он приближается, и атакуй его с яростью и силой.

Есть три ситуации боя, и выбирать следует, исходя из твоей оценки конкретной ситуации. Как правило, в обычных условиях лучше атаковать первым. Если это невозможно, дождись атаки противника, а затем пере­ хвати контроль над ситуацией.

ЗНАНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ МЕСТ ПРОТИВНИКА

Старайся понять, к какой конкретной школе боевых искусств принадлежит твой противник. Стремись по­ нять его характер, оценить его сильные и слабые места. Поступая так, ты сможешь сражаться наилучшим образом, расстраивая намерения противника. Можно захватывать инициативу, зная, где он будет атаковать энергично, а где слабо, и нарушая ритм его движений.

Заразительность

Многие вещи заразительны, например сонливость и зевота. В течение схватки, когда твой противник встре­ вожен и беспокоен, ты можешь побудить его расслабиться, показывая, что на тебя не влияет его беспокойное состоя­ ние. Когда он заразится твоей расслабленностью, ты смо­ жешь быстро и энергично поразить его. В поединке один на один важно не пропустить момент, когда противник отвлекается, потому что именно тогда ты сможешь быст­ ро захватить инициативу. По сути, ты стараешься «околдовать» врага, пытаешься провести его напускной скукой или слабостью. Это весьма полезный прием.

Три способа использования голоса

Существует три способа воздействовать на врага голосом: крик используют в начале, во время и после поединка. Твой голос — символ силы, и он должен за­ глушать рев пламени, шум ветра и грохот океанских волн. В начале схватки следует кричать насколько воз­ можно громко. Во время боя понизь тон голоса и издай глубокий крик, как бы из нижней части груди. В решаю­ щий момент схватки понизь голос, пытаясь одолеть про­ тивника. Одержав победу, издай громкий сильный крик. Это и есть три способа применения голоса.

ТЕХНИКА АТАКИ

Эта техника важна, когда ты противостоишь не­ скольким противникам. Поразив или заставив отступить противников, атакующих с одной стороны, займись но­ выми противниками и постарайся перенять ритм их ата­ ки. Старайся сражаться как бы «зигзагами». Когда ты разобрался в возможностях противников, не ослабляй мощи атаки до победы, не отступай.

Сокрушительный удар

Сокрушительныйудар («xucuгy») применяетсявси­ туации, когда твой противник ослаб, — ты поражаешь его одним сильным атакующим движением. Когда твой противник неопытен, его ритм сбит или он начинает отступать, нужно преследовать его без колебания и окончательно сокрушить его. Никогда не позволяй врагу подняться на ноги.

 

«Ку», или знание «пустоты»

Японское слово «ку» имеет много значений, его можно перевести как «пустота», «пространство», «небо», «воз­ дух»... Китайский иероглиф «ку» — то же самое, что и японский иероглиф «кара» в слове «каратэ». В китай­ ской и японской философии слово «ку» означает больше, чем «пространство» или «пустота». Оно связано с неким нетронутым, изначальным состоянием ума, когда ум пуст и чист. Его также применяют, описывая сверхра­ зумное или нерациональное состояние. «Ку» проникает в рациональное, ищет и находит в нем полезное. «Ку» — это ясный просвет между небесами и отчаянием.

Говорят, что «ку» пусто и непознаваемо человеком. Но когда мы полностью понимаем обычное знание, мы можем впервые осознать пустоту. Истинное «ку», или пустота, достигается, когда мы полностью избавляемся от сомнений посредством ежедневной практики, разви­ вая интеллект, духовную силу и способность к сужде­ нию. Прийти к состоянию свободы от сомнений — суть боевых искусств. Мы обретаем понимание истинной пустоты, «ку», всецело посвящая себя неустанным тре­ нировкам и упражнениям. Ум, постигший «ку», знает только доброе и не знает злого. Ум, исполненный духа, знаний и истины боевых искусств, ум, постигший «ку», полностью свободен от мыслей. 

ku